Борьба с дискриминацией:  международные стандарты и опыт Узбекистана

Борьба с дискриминацией: международные стандарты и опыт Узбекистана

    Борьба с дискриминацией: международные стандарты и опыт Узбекистана

    Борьба с дискриминацией:  международные стандарты и опыт Узбекистана

    С первых дней независимости Узбекистан определил права человека, создание условий для его свободного развития и реализации потенциала, обеспечение всем равных прав и защиту лиц от дискриминации, а также повышение благополучия народа в качестве важнейшего приоритета государственной политики.

    Узбекистан последовательно присоединился и ратифицировал свыше 80 международных документов в этой сфере, реализует меры по их имплементации в национальное законодательство и правоприменительную практику. Только за последние годы реализована Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, осуществляются Стратегия «Узбекистан - 2030», Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, Национальная стратегия по правам человека, а также свыше 50 иных концепций и программ.

    При этом, несмотря на наличие обширной законодательно-правовой базы, дискриминация остается одной из сложнейших проблем современного мира, имеющий глобальный характер, существующей во всех странах мира. Она является одной из главных причин возникновения вооруженных конфликтов и международной нестабильности.

    В новых условиях глобализации, которой сопутствуют такие явления как массовая миграция, терроризм, стремление отдельных государств и крупных корпораций к извлечению максимальной прибыли, усиливается поляризация в обществе, неравенство. Жертвами неравного обращения становятся женщины, дети, лица с инвалидностью, коренные народы, мигранты, национальные меньшинства и другие уязвимые группы людей.

    Дискриминация является одной из наиболее серьезных проблем, с которой сталкиваются люди по всему миру. Она основывается на неправильном отношении к людям из-за их расы, пола, национальности, религии, инвалидности или других оснований, а также нарушает основные права и свободы человека, а также препятствует достижению справедливости и равенства.

    Международное сообщество признает необходимость борьбы с дискриминацией и приняло ряд документов, которые служат основой для разработки и реализации законодательства в этой области. Одним из ключевых является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, в которой указано, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Документом запрещается любая форма дискриминации и призывается к установлению равных прав и свобод для всех. К примеру, статья 2 устанавливает, что каждый человек обладает всеми правами и свободами, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, родительского или иного статуса. Это положение подчеркивает принцип неразделимости и неделимости прав человека, а также запрет на дискриминацию по любому признаку.

    Еще одними важными документами являются Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Они признают право на равное вознаграждение за работу, а также на образование, свободу мысли и выражения, совести и религии и другие основные права.

    Кроме того, существуют специализированные документу, направленные на борьбу с конкретными формами дискриминации. Например, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год) запрещает любую форму расовой дискриминации и устанавливает меры, направленные на ее предотвращение и ликвидацию. А Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979-й) признает равенство мужчин и женщин и обязывает государства принять меры для устранения дискриминации в отношении женщин.

    Важными международными органами, занимающимся данными вопросами, являются Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Они осуществляют мониторинг соблюдения соответствующих конвенций государствами-участниками и предоставляют рекомендации и руководство по борьбе с дискриминацией.

    Важной ролью в борьбе с дискриминацией являются Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения и другие. Они разрабатывают рекомендации и стандарты, направленные на улучшение положения людей, подвергающихся дискриминации, и поддерживают страны в осуществлении мер по борьбе с этой проблемой.

    Устранение дискриминации в области труда и занятий является одним из центральных и самых важных вопросов, которыми занимается МОТ. Это четко отражено в Филадельфийской декларации, где отмечается: «Все люди, независимо от их расовой принадлежности, пола или убеждений, имеют право на то, чтобы добиваться материального благосостояния, и на духовное развитие в условиях свободы и сохранения достоинства, экономической безопасности и равных возможностей». Некоторые международные нормы труда, установленные в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах, еще более развили этот основной принцип.

    В Новом Узбекистане выполняются международные обязательства в отношении недопущения дискриминации в отношении всех лиц, находящихся под юрисдикцией государства. В статье 8 Конституции РУз в новой редакции подчеркивается, что народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от национальности. А в статье 19 гарантируются одинаковые права и свободы и равенство перед законом без различия расы, национальности, языка и религии, а также других оснований. Трудовой кодекс закрепляет все стандарты МОТ в сфере обеспечения равноправия и устранения дискриминации в области труда и занятости.

    Одним из важнейших приоритетов государственной политики Узбекистана является развитие культуры толерантности и гуманизма, укрепление межнационального, межконфессионального и гражданского согласия в обществе. Законодательство предусматривает широкие возможности по созданию условий для этнических групп по использованию их языков в жизни, сохранению и развитию своей культуры, обычаев и традиций.

    Реализуется Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений. В стране вещание теле- и радиопередач осуществляются на 12 языках, газеты и журналы издаются на более чем десяти. Обучение в около 20 процентов общеобразовательных школах ведется на семи языках (узбекском, каракалпакском, русском, таджикском, туркменском, кыргызском и казахском).

    Для обеспечения сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества учрежден Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами, а также общественные советы по обеспечению межнационального согласия, толерантности и солидарности. Учреждены День дружбы народов и нагрудной знак «Халклар дустлиги».

    Национальная правовая система Узбекистана содержит серьезные меры ответственности за нарушение равноправия граждан. Уголовным кодексом предусматривается ответственность вплоть до трех лет лишения свободы за прямое или косвенное нарушение или ограничение прав, или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного или общественного положения.

    Более того, учитывая многовековую историю и культурные традиции народа Узбекистана парламентом принимается Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», который предусматривает установление ответственности за пропаганду превосходства или неполноценности граждан по признаку их национальной, расовой, этнической или религиозной принадлежности, за совершение религиозного обряда по заключению брака лицами, который не зарегистрирован в установленном законом порядке, пропаганду многоженства и дискриминации по признаку пола.

    Также устанавливается ответственность за публичное отрицание равноправия женщин и мужчин, дискриминацию граждан по признаку национальной, расовой, этнической или религиозной принадлежности, за осуществление религиозной организацией деятельности, не предусмотренной ее уставом.

    Камола ХУДЖАМОВА,

    Докторант Университета мировой экономики и дипломатии